Мягкая Школа, как вы, наверное, уже успели заметить, не просто физкультура. Конечно, развитие моторных навыков и умение гармонично и эффективно двигаться очень важно как для развития ребёнка, его нервной системы и здоровья его психики, так и для психо-физического здоровья родителей. Мягкая Школа учитывает в первую очередь принцип единства души и тела. Что дают её занятия для детей различных групп здоровья?
Начав заниматься в Семейной Мягкой Школе, дети становятся более раскрепощенными и уверенными в себе, очень быстро учатся хорошо управлять своим телом, следить за собственной безопасностью (например, во время игр на детской площадке, группироваться при падениях, избегая травм). Постепенно уходят страхи (не только детские, но и родительские). СМШ помогает детям поддерживать и укреплять здоровье и гармонично развиваться — не только физически, но эмоционально и интеллектуально.
Школа эффективно работает с разными группами детей, в частности с детьми, пострадавшими в перинатальный период от гипоксии (хроническая гипоксия во время беременности, гипоксия во время родов). Такие дети обычно наблюдаются на первом году жизни неврологами с гипоксически-ишемическими повреждениями ЦНС (синдром мышечной дистонии, гемисиндромы, задержка темпов формирования двигательных навыков). Обычно неврологическая реабилитация проводится до года, после чего в карточке ребёнка записывается, что он здоров. В этот момент родители успокаиваются и упускают наиболее оптимальное время для восстановления и включения компенсаторных механизмов организма малыша. На данный момент таких псевдоздоровых детей не менее 70%. Методика полезна всем детям, потому что для нормального развития необходимо много разнообразных движений, общения с семьёй, построение здоровых отношений, поддержка, любовь и много телесного контакта, сенсорной информации и радость решения задач, сохранение мотивации развития.
У маленьких детей причинами страхов могут быть: родовой стресс из-за недоброжелательного отношения к ребенку медперсонала, при обезболивании в родах у мамы снижается выработка эндорфинов, которые природой предназначены для снятия болевого шока у ребенка, отлучение (даже на короткий срок) от мамы, высокая чувствительность страхов мамы и принятие их за свои. Также в основе страхов часто лежит нарушение кровообращения (вследствие родовой травмы) в некоторых структурах мозга, отвечающих за эмоции. В дальнейшем у таких детей возможны нарушения в формировании эмоционально-волевой сферы, структуре сна, развитии речи, интеллекта. А самое главное, жизнь таких детей и их семьи часто наполнена страхами и тревожностью (плаксивость, депрессии, тревоги, непереносимость отсутствия мамы).
Ситуативный подход СМШ предполагает прохождение ребёнком сложных эмоционально-физических ситуаций, созданных взрослыми и сверстниками. Уровень сложности и длительность выполнения задания определяется инструктором строго индивидуально, чтобы ребёнок не наращивал новых страхов, а наоборот, проживая эти ситуации, учился адекватно и позитивно на них реагировать и спокойно их преодолевать, не вязнуть в страхах. А игра активно этому способствует. Да еще и мама рядом, которая учится доверять ребёнку, не бояться его страхов, а малыш многократней уверенней рядом с родным человеком.
Это дети с нарушениями отношений в паре родитель — ребенок, воспитатель — ребёнок
Здесь ребёнок учится быть уверенным в себе за счет видимых ему и остальным успехов и похвалы. У него снижается агрессия, нормализуются отношения с родителями и сверстниками. Для получения устойчивых результатов семья должна прозаниматься не менее года, ведь человеческая природа имеет инертность. Изменения происходят не сразу, часто работает психологическое сопротивление, мешает страх расстаться с уже сложившимися стереотипами, а положительная модель взаимоотношений должна закрепиться под присмотром инструктора, который работает с целой семьёй.
Дети с грубой неврологической патологией (ДЦП, последствия травм, ТНР, значительные нарушения эмоционально-волевой сферы). Опыт работы с такими детками уже немалый — с 1993 года, то есть все время существования СМШ. Это и работа в Реабилитационных и Интеграционных лагерях в Таганроге (1993), Евпатории (1994), Дубне (1996), в Польше (2004−2005), в Подмосковье («Интеграция»), в интернате для детей с ТНР (тяжелые нарушения речи), для Аутистов на Кашенкином лугу, в терапевтических группах для заикающихся взрослых и детей. Методика проявила себя весьма высокоэффективно в занятиях с разными особенностями развития.
Но главная и, как мы считаем, наиболее эффективная работа — когда в каждой группе обычных детей по одному-два ребёнка с особенностями развития. Помимо получения общей психо-физической коррекции ребенок социализируется и тянется за другими детками. «Обычным» семьям такая форма взаимодействия позволяет практически понять, что Бог создает людей очень разных, и даёт возможность проявить действительную помощь и заботу о развития каждого участника занятий, ибо главное на этом свете — любовь.
Поливаем Цветочки, а не Сорняки. Чтобы взрастить качество, уделите внимание проявлению этого качества, а не его отсутствию, «полив» Цветочек теплом, похвалой или тихой радостью
Сайт сделал Игорь Филимонов